АвиаПорт.Ru
31 октября 2023, 19:39
ОДК открывает новые горизонты
Корпорация будет строить больше разных двигателей, но с меньшими издержками
Пленарная сессия "Двигателестроение на форсаже. Приоритеты отрасли в современных условиях" уже завершилась, и участники мероприятия аплодисментами провожали спикеров. В этот момент генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов включил свой микрофон и вернул присутствовавших почти на два десятилетия назад, когда еще не было ни ОДК, ни Ростехнологий. Планы по консолидации в отрасли авиационного двигателестроения возникли в середине 2000-х годов, и понадобилось несколько лет, чтобы разрозненные активы, более 50 юридических лиц, собрать в единый конструкторско-производственный кулак. "…если бы нам этого не удалось (осуществить консолидацию в авиационном двигателестроении - "АвиаПорт"), я думаю, что тех достижений, которые сегодня мы услышали, вряд ли бы нам удалось добиться", - завершил он свою реплику, напомнив, что "отец-создатель" ОДК присутствует на мероприятии - это Денис Мантуров, заместитель председателя Правительства Российской Федерации - министр промышленности и торговли Российской Федерации, а тогда - генеральный директор ОПК "Оборонпром".
О достижениях двигателистов за первые полтора десятилетия работы на мероприятии было сказано не слишком много, но цифры и факты были красноречивы. В 2023 году предприятия ОДК выпустят порядка 3000 двигателей, что в полтора раза превышает рекордный объем в 1900 моторов, достигнутый в 1980-х годах, рассказал Д. Мантуров, подчеркнув, что компетенции российских разработчиков и производителей газотурбинных двигателей не просто полностью возрождены, но и расширены в сравнении с советским периодом. Речь идет о создании продукции, которую ранее российские предприятия не выпускали, в частности, это большие энергетические турбины ГТД-110М и морские энергетические агрегаты ГТА-8. Как подчеркнул Д. Мантуров, ГТД-110М станет основным агрегатом для модернизации существующих и строительства новых генерирующих мощностей.
С. Чемезов в своем выступлении затронул не только объемные показатели работы корпорации, но и обратил внимание на качественные факторы. "ОДК сегодня - один из ключевых холдингов Ростеха с точки зрения производственных и финансовых показателей. Компания демонстрирует финансовую устойчивость и эффективность. Качество управления огромным производственным комплексом находится на очень высоком уровне. Формируется глубокая кооперация при производстве современных высокотехнологичных продуктов. Мы видим, что происходит грамотная балансировка производственных мощностей, их планомерная модернизация и расширение", - перечислил он.
Первый вызов, связанный с ростом объемов производства, может охарактеризовать Комплексная программа развития авиационной отрасли, утвержденная правительством России в июне 2022 года и существенно обновленная в августе 2023 года. По словам Д. Мантурова, в период до 2030 года предприятиями должно быть поставлено свыше 3,5 тыс. авиационных двигателей гражданского назначения (согласно документу, всего должно быть поставлено 3536 двигателей, из них только 172 - производства не ОДК). "Если принимать во внимание только государственный гражданский заказ, то до 2030 года ОДК нужно десятикратно нарастить поставки двигателей. Уже в следующем году необходимо произвести свыше 40 двигателей ПД-8 для импортозамещенного Superjet 100, и полтора десятка ПД-14 для среднемагистрального МС-21-310, с последующим масштабированием серийности этих двигателей. То же самое касается обеспечения выпуска ПС-90А для самолета Ту-214, ТВ7-117 для регионального Ил-114-300 и других типов самолетов, под которые будет адаптироваться данный двигатель. Большой пласт работы - по вертолетным двигателям. Речь идет о ВК-650, ВК-1600, ВК-2500 и ТВ7-117 в вертолетной версии", - обозначил масштабы работы вице-премьер.
Рост объемов производства в гражданском секторе генеральный директор ОДК Вадим Бадеха оценил как взрывной, и именно в этом направлении корпорация концентрирует свои основные усилия. При этом в своей стратегии ОДК рассчитывает на достижение годовой выручки в 1 трлн рублей, причем существенная часть дохода будет приходиться на гражданские двигатели, а также двигатели наземного применения.
Второй вызов связан с удержанием себестоимости продукции на приемлемом уровне. Как отметил С. Чемезов, ОДК занимает первое место в мире по экспорту двигателей для военных самолетов, и такой результат связан с тем, что отечественная техника "надежна, высокотехнологична, соответствует всем требованиям… и, конечно, выигрывает по цене". Для того, чтобы при увеличении объемов производства и росте инвестиционной нагрузки сохранить стоимостные параметры, необходимо работать над сокращением издержек. В качестве одного из решений, позволяющих сократить издержки, глава Ростеха назвал внедрение цифровых технологий. "Если мы будем использовать программное обеспечение, которое было создано, мы действительно сможем сократить издержки… когда у нас не было вообще таких программ, таких цифровых технологий, мы вынуждены были создавать двигатели с запасом. Вот, допустим, РД-33, прежде чем запустить его в серийное производством, было создано 100 двигателей… сегодня нам достаточно около 30", - привел он пример. В свою очередь, Д. Мантуров напомнил, что широкое использование цифровых технологий радикально сокращает сроки разработки новых авиадвигателей. ПД-8 был создан всего за четыре года, а быстрая разработка позволяет минимизировать расходы на начальном этапе. "На моей памяти такого не было в современной истории двигателестроения", - заявил вице-премьер. Еще одно направление совершенствования производства связано с автоматизацией и масштабным внедрением робототехники, новых технологических процессов, в том числе - аддитивного производства, дополнил он.
Напряженная инвестиционная программа предприятий ОДК - явление вынужденное, без масштабных вложений невозможно кратно наращивать объемы производства. При этом, по словам Д. Мантурова, загрузка предприятий просматривается на десятилетия вперед, что дает возможность вернуть сделанные инвестиции. В рамках гражданского государственного целевого заказа вплоть до 2030 года предусматривается последовательное увеличение объемов поставок двигателей, и далее, до 2035 года, перспективы по росту темпов выпуска вполне просматриваются. "Если мы говорим, например, про Superjet, МС-21, другие летательные аппараты, которые будут востребованы внешними заказчиками, а сегодня мы понимаем, что это так и будет, даже предпосылок (для снижения объемов выпуска - "АвиаПорт") пока на период до 2040 года у нас точно не видится", дополнил Д. Мантуров. На рубеже десятилетий в продуктовой линейке ОДК должен появиться новый двигатель - это мотор большой тяги, создаваемый на базе унифицированного газогенератора ПД-35. Кроме того, сохранится большой объем поставок по гособоронзаказу. Как напомнил вице-премьер, сейчас верстается государственная программа вооружений на период с 2025 по 2034 годы. "Я не могу называть цифры и параметры, но, поверьте, вопрос о снижении объемов точно не стоит", - уверил он.
Что касается перспектив после 2040 года, они связаны с развитием послепродажного обслуживания. "Если мыслить категориями более стратегическими, за горизонтом 2040 года, то у нас будет обеспечена загрузка, в первую очередь, как это и у всех наших основных конкурентов, которые зарабатывают деньги на послепродажном обслуживании... сегодня у нас стоит задача - контракты жизненного цикла и обеспечение сервисного обслуживания наших заказчиков как внутри, так и вовне, качественным сервисом, с поставкой запасных частей, агрегатов, длинноцикловых, для текущего обслуживания, бесперебойно, также, как это делают наши зарубежные конкуренты, так называемые 24/7 обслуживание", - обрисовал перспективы Д. Мантуров.
12 октября было сказано и о перспективах развития продуктовой линейки ОДК. Заместитель генерального директора - генеральный конструктор корпорации Юрий Шмотин отметил, что среди перспективных направлений, в которых уже ведутся поисковые работы, гибридные и электрические силовые установки различного применения, силовые энергетические установки на базе микротурбин и топливных элементов, ГТУ большой мощности и авиационные поршневые двигатели. Ю. Шмотин напомнил, что ранее, в ходе выставки "Технопром-2023", был представлен демонстратор гибридной силовой установки. Также в 2023 году планируется завершить очередной этап научно-исследовательской работы по созданию твердооксидных топливных элементов.
Большой объем исследований связан с освоением критических технологий, которые лягут в основу конструкции перспективных газотурбинных двигателей. В частности, речь идет об использовании керамических композиционных материалов, армированной керамики, керамических покрытий, которые позволят повысить рабочие температуры в ГТД. Широкое применение полимерных композиционных материалов, в том числе при создании рабочих лопаток вентилятора двигателей большой тяги, существенно улучшит массовые характеристики. Большие перспективы улучшения характеристик связаны с внедрением интерметаллидов титана. В двигателях будущего будут широко применяться такие технологии как ротационная и линейная сварка трением, различные аддитивные технологии, в том числе и печать керамическими материалами. Наконец, создание надежных подшипников, редукторов, способных передавать большую мощность, открывает путь к созданию нового поколения двигателей со сверхвысокой степенью двухконтурности, а применение регулируемых лопаток вентилятора обеспечит высокий КПД изделия в широком диапазоне эксплуатационных режимов. Находясь в тесном взаимодействии с ведущими отраслевыми институтами - ЦИАМ, ВИАМ, ЦАГИ, институтами Российской академии наук, высшими учебными заведениями, инновационными компаниями и коллективами, ОДК уверенно продвигается в направлении формирования научно-технического задела, который позволит на рубеже десятилетий запустить работы по новому поколению газотурбинных авиационных двигателей.
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции