АвиаПорт.Ru
27 декабря 2023, 18:00
Опытное производство будущего: передовое, высокотехнологичное, компактное
ПАО "ОДК-Кузнецов", реализующее ряд программ по двигателям для стратегической авиации, вертолётному двигателю большой мощности, а также по индустриальным двигателям, в нынешнем десятилетии стало одним из наиболее динамично развивающихся предприятий в периметре "Объединенной двигателестроительной корпорации" (входит в Госкорпорацию Ростех). Исторически "кузнецовская" школа двигателестроения была одной из сильнейших в СССР, сохранение и укрепление потенциала компании как разработчика газотурбинных двигателей – один из приоритетов, стоящих перед руководством. Вот почему среди реализуемых в Самаре проектов строительство здания ОКБ и развитие опытного производства и стендовой базы – проекты огромной важности.
"Разработчику такой техники как газотурбинный двигатель необходимо в буквальном смысле опережать время, предвосхищать технологии, которые станут массовыми только через годы. Мотор разрабатывается первым, а устанавливается на самолет последним, и к моменту установки он должен оставаться современным. Именно поэтому в течение последних нескольких лет мы делали такой акцент на преобразованиях опытной площадки – обособленного подразделения "Управленческий", - рассказал управляющий директор "ОДК-Кузнецов" Алексей Соболев.
Обособленное подразделение "Управленческий" – площадка опытного производства предприятия. Здесь расположены ОКБ, механообрабатывающее и металлургическое производство, опытная испытательная база. Здание ОКБ – полностью новое, оно было открыто в июне 2023 года. В нём организовано 500 высокотехнологичных рабочих мест для инженеров-конструкторов и работников технических служб. Здание оборудовано системами инженерного анализа и проектирования, а также собственными системами хранения и обработки данных. Тут же организовано современное пространство для коллективной работы – двухуровневый конференц-зал с системой защищенной видеоконференцсвязи для проведения обучающих мероприятий, семинаров и работы над совместными проектами. В строительство комплекса площадью около 10,5 тысяч квадратных метров инвестировано свыше 1,5 млрд рублей.
Разработка новых двигателей сегодня осуществляется полностью в цифровой среде, с использованием отечественных программных продуктов. Применение технологии цифровых двойников и виртуальных испытаний даёт множество преимуществ, связанных с сокращением сроков и стоимости проектирования, ускорением доводки изделий. Тем не менее, и решение ряда компоновочных задач, и отработка новых технологий, и большой объём испытаний на ближайшие годы или даже десятилетия будут требовать изготовления материальной части. Это означает, что и перспективные методы формообразования, такие как аддитивная печать, и традиционные, такие как механообработка, будут востребованы. Именно поэтому среди новых объектов, возводимых на площадке "Управленческого", важное место занимает механообрабатывающее производство. В 2021 году началось строительство корпуса площадью 5,8 тыс. кв.м. Впоследствии в новом здании разместились центральная заводская лаборатория, в которой проводятся оценка и испытания продукции, выпущенной цехами площадки ОП "Управленческий", а также проводятся исследования по итогам испытаний двигателей. Кроме того, тут же размещён цех механообработки, для которого уже закуплено 43 единицы нового механообрабатывающего и контрольного оборудования – фрезерные, токарные, шлифовальные центры, координатно-измерительные машины. Это оборудование позволяет с высочайшей точностью обрабатывать крупногабаритные изделия, такие как опоры валов, детали компрессора, турбин, крупногабаритных тонкостенных оболочек. Максимальный диаметр обрабатываемых заготовок – до 2,5 метров. Осенью 2023 года цех выпустил свои первые изделия.
Помимо механообработки, на площадке "Управленческого" освоено нанесение керамического слоя теплозащитных покрытий на поверхности рабочих лопаток турбины. Впервые ОКБ Николая Дмитриевича Кузнецова столкнулось с необходимостью защищать лопатки турбины в середине 1970-х годов, в период работы над двигателем НК-25 для бомбардировщика Ту-22М3. Существовавшие на тот момент системы охлаждения рабочих лопаток турбины уже не обеспечивали достаточной защиты от экстремально высоких температур газов. Выход был найден в нанесении теплозащитных покрытий, а кузнецовское ОКБ стало одним из новаторов в использовании специализированных установок для нанесения керамического слоя. За минувшие почти полвека оборудование стало более производительным, параметры работы установок поддерживаются в автоматическом режиме, что обеспечивает стабильно высокое качество напыления и адгезии.
Что касается центральной заводской лаборатории, также расположенной в новом корпусе, она оснащена наиболее передовым оборудованием, разработанным по заказу "ОДК-Кузнецов" и учитывающему специфику опытного производства предприятия. Здесь специалисты фиксируют нагрузку и количество циклов нагружения, проводят металлургические, химические исследования.
В лаборатории размещены испытательные машины для температурных, гидравлических и статических испытаний изделий и материалов, оборудование для химической лаборатории, металлографического анализа, стереомикроскопах, масс-спектрометрах и др. Испытательные машины способны проверять металл на разрыв, стирание, износ, замерять углы изгиба, твёрдость и вязкость материала. Есть машины, которые испытывают вибрационную стойкость лопаток, выявляют "усталость" металла, "провоцируя" трещины. Всё это оборудование служит для определения качества, обеспечения заданных свойств и подтверждения применяемых технологий при изготовлении различных деталей, в том числе и деталей изготовленных в литейном производстве "ОДК-Кузнецов" и прошедших обработку в новом цехе. Как отметил главный инженер "ОДК-Кузнецов" Олег Гусев, исследования обеспечивают прочность и долговечность элементов двигателя для авиации и перекачки газа. "К примеру, если деталь, согласно конструкторской документации, должна выдерживать определённое время нагрузки при нагреве до 400 градусов, а при испытаниях разрушения произошли после превышения этого времени – значит деталь "выстояла", параметры прочности выдержаны, и партия признается годной", - уточнил он.
Стоит отметить, что персонал, который будет обеспечивать работу нового корпуса механообработки, будет переведён с других участков, однако практически все сотрудники пройдут дополнительное обучение. К примеру, каждая единица лабораторного оборудования поставляется на предприятие с условием обязательного обучения оператора у производителя. На ряд аттестованного и записанного в Росреестр оборудования поставщики выдают именные сертификаты специалистам "ОДК-Кузнецов" после соответствующего обучения и экзамена, в противном случае до работы человек не допускается – так ответственны и сложны эти операции.
Как подчеркнул А. Соболев, "мощности "Управленческого" сосредоточены на разработке и производстве перспективных продуктов до их серийного производства. Именно в этой логике выстроена концепция объекта – компактность, экономичность и ультрасовременность. Наши цели: сокращение сроков проектирования и экономическая эффективность производства для создания новых продуктов для авиации и ТЭК". Трансформация опытного производства, объединённого общими информационными системами с конструкторскими службами, компактизация производственных подразделений, высокая автоматизация техпроцессов позволит обеспечить работу опытной площадки "ОДК-Кузнецов" на уровне ведущих мировых разработчиков авиационных двигателей. Современные системы хранения, передачи и обработки данных интегрируют процесс распределенной разработки, технологической подготовки опытного производства и обработки результатов испытаний.
В 2025 году, после сдачи нового корпуса металлургического опытного производства в эксплуатацию, компактизация площадки позволит сконцентрировать в нескольких зданиях на относительно небольшой, рациональной площади все опытное производство. ОП "Управленческий" в обновленной структуре "ОДК-Кузнецов" станет центром высоких технологий, который будет выполнять заказы по созданию новых двигателей – от разработки до испытания опытных образцов, а опытное производство станет интеллектуальным центром предприятия, формирующим будущее двигателестроения.
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции